Матрица

#
  • Год
    1999
  • Страна
    Австралия / США
  • Жанр
    фантастика, боевик, триллер
  • Оскар
    Да
  • Премьера
    14 октября 1999
  • Режиссер(ы)
    Лилли (Энди) Вачовски, Лана Вачовски
  • Актеры
    Киану Ривз, Лоуренс Фишберн, Кэрри-Энн Мосс, Хьюго Уивинг, Глория Фостер, Маркус Чонг, Пол Годдард, Джулиэн Араханга, Мэтт Доран, Белинда МакКлори, Энтони Рэй Паркер, Роберт Тейлор, Джо Пантольяно
  • Возраст
    16+
  • Время
    136 мин. / 02:16

Жизнь Томаса Андерсона разделена на две части: днём он — самый обычный офисный работник, получающий нагоняи от начальства, а ночью превращается в хакера по имени Нео, и нет места в сети, куда он не смог бы дотянуться. Но однажды всё меняется — герой, сам того не желая, узнаёт страшную правду: всё, что его окружает — не более, чем иллюзия, Матрица, а люди — всего лишь источник питания для искусственного интеллекта, поработившего человечество. И только Нео под силу изменить расстановку сил в этом чужом и страшном мире.

Трейлер

Факты о фильме

Исполнители главных ролей и основные члены съемочной группы фильма были обязаны прочесть работу французского философа Жана Бодрийяра “Симулякры и сумуляции”, которая излагает теорию о том, что человечество давно существует в условиях виртуальной симуляции реальности. В этой же книге Нео по сюжету прячет компьютерные диски. Сестры Вачовски постоянно вдохновлялись этой книгой во время написания сценария, однако сам Бодрийяр был недоволен их прочтением и заявил, что они исказили его идеи. 

Первая сцена фильма, в которой Тринити убегает от агентов, была снята всего за четыре дня, хотя репетиции и подготовки к съемке шли целых шесть месяцев. Хореографом по боевым искусствам был назначен Юэн Вупин, гонконгский режиссер, фильмами которого Вачовски восхищались. Сначала сестры планировали уделить тренировкам четыре месяца, но актеры были настолько не в форме, что Вупин заволновался и потребовал выделить еще больше времени. Боевой стиль каждого персонажа был разработан в отдельности, исходя из его сильных сторон. 

Знаменитый зеленый цифровой дождь из таинственных символов, один из самых узнаваемых образов фильма, был разработан Саймоном Уайтли на основе букв второго японского алфавита, катаканы. Его любимой шуткой стало говорить в интервью, что код создан из сотен японских рецептов суши. 

Визуальный эффект, известный как буллет-тайм, который заключается в показе полета пуль и движений актеров как бы в замедленном времени, разработал Джон Гаэта, специалист по спецэффектам, дизайнер и изобретатель. Основным источником своего вдохновения он называет Отомо Кацуширо, режиссера культового аниме «Акира». Годом ранее этот эффект использовался в фильме «Блэйд», но известным стал именно после «Матрицы».

Чтобы подготовиться к сцене, в которой Нео просыпается в капсуле, Ривз похудел на 7 килограммов и побрил все тело, чтобы придать своему герою изможденный вид. Окончание этой сцены, когда Нео падает в канализацию, завершило основной период съемок. 

Чёрные плащи

В далёком 1999 году Энди и Ларри Вачовски (тогда ещё братья) произвели на свет нечто такое, что взбудоражило зрителей по всему миру и превратилось в культовую киноклассику. Говорить о «Матрице» с высоты сегодняшнего дня – задача не из лёгких, потому как сказано было уже очень много. В интернете можно найти не только тысячи рецензий и высказанных мнений, но также целые эссе и статьи, посвящённые исследованию философии фильма, и даже так никогда и не реализовавшийся сценарий финала трилогии. В общем, за почти 20-летнюю историю «Матрицы» актуальности она так и не утратила, несмотря на произошедшие в мире изменения (возьмите хотя бы половую принадлежность её создателей).

Кадр из фильма «Матрица» Кадр из фильма «Матрица»

О сути красной и синей таблетки и о героях в чёрных плащах и латексе знают, пожалуй, абсолютно все. И если имя Нео вам не о чём не говорит, то это срочно надо исправлять. До того как назваться Нео, герой Киану Ривза был обычным офисным клерком по имени Томас Андерсон. И был у него один маленький секрет – по ночам он превращался в ловкого хакера, у которого нет отбоя от клиентов. Но однажды всё меняется, когда главный герой узнаёт, что окружающий его мир – всего лишь фикция, придуманная высокотехнологичным интеллектом, поработившим всё живое. Тогда ему приходится сделать выбор: продолжить жить в неведении или стать мессией. Не сложно догадаться, что Андерсон выбирает второе, и с этого момента начинается борьба за свободу.

Кадр из фильма «Матрица» Кадр из фильма «Матрица»

«Матрица»  – явление особенное, так как может сделать своим рабом даже человека, который недолюбливает фантастику, киберпанк и мрачные антиутопии. И дело тут именно в философском подтексте, который будет близок и понятен абсолютно каждому. Кто-то чаще, а кто-то реже, но всё же задаётся (или хотя бы раз задавался) вопросом собственного существования. Как понять, что ты действительно существуешь? Как узнать, что всё, что тебя окружает, реально? Как доказать самому себе, что ты живой? Как отличить собственные суждения о мире и его явлениях от истинных? К сожалению, ответов фильм даёт немного, но тем не менее приглашает зрителя погрузиться в размышления о бытии. И это путешествие запоминается именно благодаря своему обрамлению, которое создавалось постановщиками на протяжении целых пяти лет.

Кадр из фильма «Матрица» Кадр из фильма «Матрица»

В настоящее время полки книжных магазинов и экранов кинотеатров заполонили современные антиутопии, но по сравнению с «Матрицей» они кажутся лишь детским лепетом. Хотя тут стоит отметить, что речь идёт именно о первой картине, потому что вторая и третья части – это уже отдельная и печальная история. Интересно также, что фильм вышел незадолго до наступления нового тысячелетия, которое ознаменовалось невиданным до этого техническим прогрессом. И предчувствие надвигающейся эры отразилось и в картине Вачовски. «Матрица» также задала тон их последующим работам («V – значит Вендетта», «Облачный атлас»), в которых речь также идёт о противостоянии системе, революции и подрывании общественных устоев.

Кадр из фильма «Матрица» Кадр из фильма «Матрица»

Что касается эстетики, то это одно из самых новаторских произведений своего времени. «Матрица» – это то самое образцовое кино, в котором визуальное обрамление существует не только, чтобы подчеркнуть происходящее, но и раскрывает его лучше диалогов или действий. Здесь есть безупречное разделение двух реальностей на зелёное и синее, уместнейший в истории слоумоушен, а также то, чего до Вачовски ещё никто не делал («время пули»). И на этом список далеко не заканчивается. Ко всему прочему, это ещё и идеально поставленный боевик, в котором есть не только содержательность и смысловая наполненность, но и отличная постановка боевых сцен и погонь.

Кадр из фильма «Матрица» Кадр из фильма «Матрица»

На «Матрицу», с какой стороны ни глянь, она выглядит совершенно. Сюда же относятся и актёры с их персонажами. О том, что Нео – это лучшее, что Киану делал за свою карьеру, говорить излишне. Кроме того, тут есть один из самых сильных женских персонажей в истории кино – Тринити, которая достойно выглядит на фоне любого мужчины и существует не только для красивого фона. А их любовная линия с Нео вполне уместно дополняет сюжет, а не разбавляет его. Ну а в роли антагониста сложно уже представить кого-то, кроме Хьюго Уивинга, который был для этого рождён.

Что ни говори о «Матрице», а всё равно будет мало, поэтому лучше не тратить понапрасну слова, а просто смотреть.

Трошина Олеся